logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

«Все в шоке и считают, что ЕРАМ поступил отвратительно. Нас просто бросили». Студенты ЕГУ — о неожиданном прекращении сотрудничества с IT-компанией

«Все в шоке и считают, что ЕРАМ поступил отвратительно. Нас просто бросили». Студенты ЕГУ — о неожиданном прекращении сотрудничества с IT-компанией

EPAM/BNS

На прошлой неделе компания EPAM без объяснения причин объявила о выходе из проекта подготовки IT-специалистов в Европейском гуманитарном университете в Вильнюсе. «Новая газета. Балтия» поговорила со студентами программы об их реакции на случившееся, дальнейших планах и впечатлениях от учебы.

По просьбе героев мы изменили их имена: они продолжают обучение в ЕГУ и боятся столкнуться с давлением со стороны администрации университета.

«Ощущение, что нас кинули. Кто-то даже собирается подавать иск о несоблюдении договоренностей». Реакция студентов

Для студентов решение EPAM стало шоком. Вот как случившееся описывает Тимофей: «10 апреля мы получили «письмо счастья» на студенческую почту. В нем администрация ЕГУ информировала, что совместная с ЕРАМ программа «находится в процессе завершения». Нас заверили, что, несмотря на это, учеба продолжится, и пригласили на дискуссию с руководством университета. Встреча прошла в онлайн-формате. На ней нам сказали, что ЕРАМ без указания причин разрывает договоренности с ЕГУ».

Давать объяснения ЕРАМ отказывается, ссылаясь на корпоративную тайну. Однако у студентов есть догадки. О них рассказывает Алиса:

«Для меня уход ЕРАМ стал полной неожиданностью. Хотя, оглядываясь назад, я замечаю тревожные звоночки, на которые в моменте не обратила внимания. Например, слухи о том, что ЕГУ якобы хотят признать «экстремистской организаций» в Беларуси. Тогда ЕРАМ сказал нам, что, если это произойдет, они будут отсоединяться от университета. Подразумевалось, что нас заберут с собой, а не оставят в ЕГУ, ведь мы — часть ЕРАМ. Слухи так и остались слухами, но ЕРАМ, видимо, решил перестраховаться, чтобы не вовлекаться в политические разборки Беларуси.

Тимофей согласен со своей одногруппницей: «Мне кажется, все случилось из-за возможного признания ЕГУ «экстремистским формированием». ЕРАМ, наверное, решил не рисковать: все-таки многие их сотрудники до сих пор дистанционно работают из Беларуси. Я могу понять желание усидеть на двух стульях, но не могу принять, особенно, со стороны компании, которая основные активы перевезла в Европу».

По словам Алисы, решение ЕРАМ стало разочарованием для многих: «Все студенты в полнейшем шоке и считают, что ЕРАМ поступил отвратительно. Нас просто бросили. В самом начале учебы ЕРАМ сказал, что доведет нашу группу до выпуска, что бы ни случилось. Поэтому, когда я получила письмо о прекращении сотрудничества ЕРАМ и ЕГУ, была уверена, что мы останемся с ЕРАМ, и нас просто прикрепят к другому университету. Не тут-то было».

EPAM/BNS

EPAM/BNS

Тимофей подтверждает слова одногруппницы: «Реакция на произошедшее у всех негативная. Ощущение, что нас кинули. Уверенности в завтрашнем дне нет. Кто-то даже собирается подавать иск в суд о несоблюдении договоренностей».

«Будущее остается туманным». Какие варианты предложили студентам, и как теперь выглядит учебный процесс

На онлайн-встрече после объявления о прекращении сотрудничества ЕРАМ и ЕГУ студентам предложили четыре варианта дальнейших действий. О них рассказывает Тимофей:

«Первый вариант — остаться в ЕГУ. Администрация говорит, что в обучении ничего не изменится, кроме названия программы. Пока непонятно, как это будет работать: все зависит от вложений ЕГУ в нашу программу. У них есть своя система грантов, и, возможно, мы перейдем на нее. Верится с трудом: на протяжении двух лет, что существует наша специальность, руководство ЕГУ постоянно подчеркивало, что у него нет возможности нас финансировать, и поэтому на нас не распространяется часть их бонусных программ.

Второй вариант — переводиться в любой другой университет. В качестве примера нам привели какой-то IT-институт в Литве, но для перехода в него нужно сдать несколько экзаменов, чтобы закрыть академическую разницу. Обучение там ведется только на английском и литовском, и цена за него выше. Тем, кто все же решит переводиться, ЕГУ обещает помочь.

Третий вариант — перейти в узбекское подразделение ЕРАМ. Те, кто выберут эту опцию, потеряют литовский ВНЖ, а по окончании обучения вместо международного диплома о высшем образовании получат локальный.

Последний вариант — уходить в академический отпуск и ждать, когда/если ЕРАМ перезапустит программу на базе другого университета».

Алиса пока не определилась, какой вариант выбрать: «Есть возможность продолжить учебу в ЕГУ по той же программе и с теми же преподавателями, но в дипломе уже не будет ни слова о ЕРАМ, а для меня это принципиально важно. Можно подождать, пока ЕРАМ перезапустится на базе другого университета, но нет никаких прогнозов, когда это произойдет».

Тимофей решил оставаться в ЕГУ: «Хочу доучиться и наработать опыт, хоть теперь уже и без привязки к ЕРАМ. Администрация нашего офиса и весь преподавательский состав остались, так что учеба продолжается без изменений. Пока даже не заметен уход ЕРАМ, не считая отсутствия мероприятий. Будущее, правда, остается туманным. Если раньше было понятно, что ЕРАМ готовит программистов для себя и лучших студентов после выпуска возьмет на работу, то теперь такой уверенности нет».

Иллюстративное фото/Выпускники ЕГУ/BNS

Иллюстративное фото/Выпускники ЕГУ/BNS

«Они подчеркивали, что наша программа принадлежит ЕГУ. В прошлом году риторика была совсем другая». Что студентам сказал ЕРАМ

Помимо представителей ЕГУ и студентов, в дискуссии о прекращении программы участвовали и руководители литовского офиса ЕРАМ.

Тимофея их заявления удивили: «Они подчеркивали, что наша программа принадлежит ЕГУ, и поэтому мы остаемся частью университета. В прошлом году риторика была совсем другая. ЕРАМ говорил, что мы — независимый филиал ЕГУ, и именно поэтому у нас своя администрация, отдельная система платы за обучение. Так оно и было: мы почти не контактировали с ЕГУ, и большинство их стипендий и проектов на нас не распространялись».

О том же рассказывает Алиса: «Открывая нашу программу, ЕРАМ обещал делать все автономно, без какой-либо привязки к ЕГУ. Сотрудничество с университетом, как нам объясняли, нужно было только для того, чтобы по окончании учебы мы получили диплом о высшем образовании. Поэтому я всегда с гордостью говорила, что учусь в школе ЕРАМ, — и ни слова о ЕГУ. По сути, так оно и было.

От ЕГУ у нас был только один предмет в семестр, видимо, чтобы установить хоть какую-то связь. В остальном же — мы были автономны: своя администрация, свои преподаватели, учеба в отдельном офисе. Для меня ЕГУ был просто припиской в будущем дипломе. За два года я ни разу не была в его корпусе и даже не знаю, где он находится».

«В первый год ЕРАМ активно участвовал в жизни университета. Потом наступило затишье». Впечатления студентов от учебы

Партнерство ЕРАМ и ЕГУ осуществлялось в рамках программы School of Digital Engineering (ESDE). Так называется экспериментальное подразделение EPAM для подготовки бакалавров и магистров в партнерстве с университетами. Подобные программы работают в вузах Польши, Узбекистана, Грузии, Украины и других стран.

На базе ЕГУ студентам ESDE были доступны три специализации на выбор: Java EE; .Net; JavaScript/TypeScript. Обучение велось на русском языке с постепенным переходом на английский на старших курсах.

После выпуска студенты могли бы работать Full-stack, Front-end и Back-end разработчиками; тестировщиками и специалистами по обеспечению качества; проектировщиками программного обеспечения и UX-дизайнерами; разработчиками мобильных приложений.

Такие условия и перспективы быстро привлекли абитуриентов, и, начав учебу, они не разочаровались в программе. Своим опытом делится Алиса:

«Я всегда мечтала работать в ЕРАМ, потому что слышала о них только хорошие отзывы. Когда два года назад они объявили набор на программу на базе ЕГУ, я сразу же решила поступать.

Учеба мне очень нравилась, потому что ЕРАМ готовил специалистов под себя, а это именно то, чего я хотела. Нам преподавали сотрудники ЕРАМ, мы получали практику в их офисах и на последних курсах должны были начать работать на их проектах. То есть из университета мы бы вышли уже с практическим опытом, что очень важно для IT-индустрии».

А вот как свою историю учебы описывает Тимофей: «Я не планировал поступать в ЕГУ, пока не увидел новости про их сотрудничество с ЕРАМ. Программа показалась очень необычной и интересной, и я загорелся этой возможностью. Поступить было несложно: просили только результаты государственных экзаменов и аттестат — никаких внутренних испытаний. Начав учиться, не разочаровался. Во-первых, очень качественные курсы. Во-вторых, удобный формат: все пары проходят в зум и записываются, так что в любой момент можно их пересмотреть. В-третьих, нет сессий — нужно лишь сдать итоговые работы по предметам.

В первый год ЕРАМ активно участвовал в жизни университета. У нас проходили хакатоны с их сотрудниками, для лучших студентов действовала система грантов. Были поездки в офис в Кракове и в Тракай — все расходы покрывал ЕРАМ. В вильнюсский офис нас тоже сводили и еще устроили экскурсию по городу. Для обмена опытом к нам приезжали студенты из Узбекистана, которые обучались там по той же программе, что и мы в Литве.

Посещал нас и лично Аркадий Добкин, основатель, президент и председатель совета директоров ЕРАМ. Он общался с нами, смотрел работы и уверял, что всех студентов программы доучат до конца, даже если проект сотрудничества с ЕГУ не будет окупаться.

В следующем учебном году на программу набрали новый поток, и большинство мероприятий проводили уже для этих студентов. Наш курс продолжал спокойно учиться, пока в конце зимнего семестра не появились новости о том, что ЕГУ якобы планируют признать «экстремистской организацией» в Беларуси. Администрация успокаивала — мол, они «работают» над безопасностью студентов, но конкретики не давала.

В весеннем семестре все связанные с ЕРАМ мероприятия неожиданно прекратились. Причин нам не объяснили, просто наступило затишье. А потом стало известно, что ЕРАМ вышел из сотрудничества с ЕГУ».

Мы обратились в EPAM и ЕГУ за комментариями, но на момент публикации текста не получили ответ.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.